Принятие программы развития школы обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления, развитием системы непрерывного образования.
Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужны забота, понимание и внимание. Поэтому нам необходимо создать условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей добротное основное образование и обладающей гражданской ответственностью.
Необходимо, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.
Направленность программы развития школы заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования.
В основе программы заложены следующие принципы:
- целостность, саморазвитие;
- приоритет нравственных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семья, Родине; воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих активную гражданскую позицию.
- приобщение к лучшим традициям края.
Основное содержание
1. Паспорт программы развития.
2. Информационная справка о школе.
3. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОО.
4. Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных направлений развития образовательной среды школы.
5. Концепция развития школы на 2015-2020 годы.
6. Основные направления и особенности реализации Программы развития.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы.
8. Этапы и сроки реализации Программы развития ОО
Паспорт программы
Цель и задачи программы |
Цель: Обеспечить эффективное устойчивое развитие единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путём обновления содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Задачи: 1. На основе проблемного анализа деятельности школы определить основные направления развития образовательной среды школы на период с 2015 по 2020 годы.
2. Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики возможностей и потребностей участников образовательного процесса, социально-психологической готовности обучающихся к освоению новых программ и технологий.
3. Изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения; • создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 70% в начальной школе, до 50% на средней ступени); • обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности; • овладение педагогами школы современными педагогическими технологиями в рамках системно-деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности; • создание условий для повышения квалификации педагогов при переходе на ФГОС нового поколения; • обеспечение эффективного взаимодействия ОО с организациями социальной сферы; • развитие государственно - общественного управления ОО; • обеспечение приоритета здорового образа жизни. |
Функции Программы |
1. Определяет цели и задачи развития образовательной среды и способы их достижения. 2. Служит средством контроля правильности избранных целей и действий. 3. Выполняет мотивирующую и активизирующую функции. |
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения |
Разработанная единая образовательная программа МБОУ "ООШ п. Садовый" . |
Разработанные учебные программы по предметам учебного плана всех ступеней обучения. |
|
Сформированные ключевые компетентности выпускников каждой ступени обучения с учётом их способностей и возможностей. |
|
Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников, улучшение психологического микроклимата педагогического коллектива. |
|
Здоровые и безопасные условия образовательной деятельности. |
|
Сформированные представления о здоровом образе жизни. |
|
Эффективное использование информационных технологий, компьютерной техники, учебного и лабораторного оборудования. |
|
Повышение эффективности государственно-общественных форм управления. |
|
Повышение эффективности расходования бюджетных средств путём целевого финансирования мероприятий. Пополнение и обновление материально-технической базы образовательного процесса. |
|
Разработчики Программы |
Педагогический коллектив МБОУ « ООШ п. Садовый» |
Срок действия Программы |
2015 -2020 годы |
Структура Программы |
1. Информационная справка о школе. |
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОО. |
|
3. Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных направлений развития образовательной среды школы. |
|
4. Концепция развития школы на 2015-2020 годы. |
|
5. Основные направления и особенности реализации Программы развития. |
|
6. Ожидаемые результаты реализации Программы. |
|
7. Этапы реализации программы развития |
|
Ресурсное обеспечение реализации программы |
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы. |
Объём и источники финансирования |
Бюджетное финансирование. |
Порядок мониторинга хода и реализации Программы |
Внутренний мониторинг проводит администрация ОО. |
Информационная справка.
Вся деятельность школы в течение 2009-2014 гг. строилась на процессах гуманизма и общедоступности образования, т.е. осуществлялся целенаправленный процесс приведения образования, его содержания и форм организации в соответствие с природой человека, его душой и духом, возвращения к нравственному истоку, компетентности поведения в жизни человека.
Полное название школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа п. Садовый" Переволоцкого района Оренбургской области
Сокращенное название школы: МБОУ "ООШ п. Садовый"
Юридический адрес: 461279, Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Садовый, ул. Центральная 21 А
e-mail: sch3400017@gmail.com
адрес сайта школы: http://sadovoe.ru
Лицензия: серия 56 Л 01 № 2069 от 28 октября 2015 года бессрочная
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 56А01 № 0003221 до 05.11.2027г.
Тип: общеобразовательное учреждение;
Вид: основная общеобразовательная школа;
Организационно – правовая форма школы: бюджетное учреждение;
в соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы: начального и основного общего образования;
Количество обучающихся: 45 обучающихся.
Начальная школа –30 обучающихся (2 класса – комплекта);
Основная школа – 15 обучающихся (4 класса – комплекта);
ОГРН: 1025602666539
ИНН/КПП: 5640005091/564001001
Директор: Авилова Лилия Сергеевна, образование высшее, стаж педагогической работы 9 лет, административной – 5 месяцев, специальность учитель начальных классов.
Характеристика педагогических кадров:
В школе работают 11 педагогов, включая директора школы.
Из 11 педагогов имеют высшее образование 9, 6 - первую квалификационную категорию, 5 – соответствие занимаемой должности.
Методическая деятельность школы:
Тема: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся путем освоения педагогами школы современных педагогических и информационных технологий»
Цель: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; освоение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации обучающихся»
Задачи:
- Работа по ФГОС (отслеживание результатов работы в 1-4 классах, подготовка к переходу на ФГОС ООО, изучение документов, подготовка нормативных и педагогических материалов)
- Внесение изменений в школьную систему оценки качества образования в связи с внедрением ФГОС
- Ориентация образовательного процесса на активное освоение обучающимися способов познавательной деятельности с целью предоставления детям возможности «раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»
- Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на личность обучающихся, обеспечение возможности ее самораскрытия, создание системы поиска и поддержки талантливых детей
- Углубление и расширение работы по предпрофильной подготовке обучающихся
- Анализ результатов ГИА как способ повышения качества образования
- Освоение новых технологий преподавания, в том числе проектной и исследовательской деятельности, ИКТ.
Методобъединения работают на основе Положения о методических объединениях.
Научно-методическая деятельность осуществляется в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы, который включает в себя как изучение, так и самостоятельную разработку сотрудниками школы конкретных аспектов реализации создания адаптивной развивающей среды обучения.
В планировании методической работы школы и МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В организации методической работы осуществляется мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации.
Совершенствование мастерства учителя можно проследить на открытых уроках.
Работа методических объединений строится, исходя из приоритетных направлений, определенных Образовательной программой школы.
В соответствии с методической темой школы организована работа с педагогическими кадрами по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальные темы по самообразованию.
У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, творческих отчетах, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов.
Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов. Планы предусматривали: подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершалось самообразование анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом самообразования являлись открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО, педсоветах, совещаниях при директоре.
Затруднения вызывает у некоторых учителей правильный выбор темы самообразования, планирование работы на этапах работы над темой.
Всем педагогам даются необходимые консультации, рекомендации и оказывается своевременная методическая помощь. Все темы самообразования имеют практическую направленность и продиктованы потребностью совершенствования процесса обучения, качества образования, учителя выявили положительный педагогический опыт, повысили свою профессиональную квалификацию, обеспечили совершенствование уровня своего педагогического мастерства.
В творческих отчетах по темам самообразования участники МО освещают круг вопросов, связанных с введением ФГОС.
Большую роль в распространении педагогического опыта играют открытые уроки и творческие мероприятия.
Большинство проведенных уроков и мероприятий проходит с использованием ИКТ- технологий, что говорит о повышении компьютерной грамотности учителей-предметников, стремлении разнообразить учебно-воспитательный процесс и сделать его более эффективным.
Социум
Поселок Садовый расположен в 77 км. от Оренбурга на правом берегу реки Урал, и в 15 км от районного центра. Достаточная обустроенность объектами социального назначения (ФАП, дом культуры, сельская библиотека, детский сад, ряд торговых точек, фермерские хозяйства) делает село привлекательным со стороны социальных условий проживания, что приводит к стабильности населения.
Численность жителей села составляет 695 человек, из них 18% являются родителями обучающихся нашей школы.
В первые годы существования в совхозе школы не было. Учащихся увозили в Алексеевку, там они жили в домах раскулаченных до субботы. Клуба тоже не было, а был Красный уголок, при котором открылся ликбез. Учили комсомольцы, приезжавшие из Оренбурга. Школа была открыта где-то в 1931-32 гг. в старом здании. В этом же здании помещалась и столовая. В школе было всего три комнаты – две классных и одна учительская. Занимались в две смены. Потом все здание совхоз передал школе. Открылась семилетняя школа. Самого первого учителя установить не удалось. Но среди первых учителей можно назвать Сюзюмову Прасковью Ефимовну, Бранькова, Столбырикину Александру Петровну, Тарасову Валентину Андреевну, Михайлову Марию Михайловну и др.
Директором школы была Фадеева Мария Матвеевна. В старом здании занимались до 1970 г. В 1970 г. была построена новая двухэтажная школа. В 1971 году в совхозе была открыта средняя школа. После Садчикова Ивана Григорьевича директором стал Чигарьков Василий Ильич, Двуреченский Михаил Васильевич и с 1976 года – Беляков Юрий Михайлович. С 1985 по 2015 год школу возглавлял Головин Александр Иванович. С 2015 года школу возглавляет Авилова Лилия Сергеевна.
Социальный паспорт школы
Годы |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
Количество комплект классов |
7 |
7 |
7 |
Кол –во учащихся |
47 |
48 |
44 |
На внуришкольном учете |
1 |
0 |
0 |
На учете в ПДН КДН и ЗП |
1 |
0 |
- |
Во внеурочное занято детей |
23 |
19 |
22 |
Неблагополучных семей |
3 |
3 |
5 |
Многодетных (более трех детей) |
10 |
10 |
12 |
Малообеспеченных |
6 |
6 |
8 |
Кол –во детей находящихся под опекой |
1 |
0 |
2 |
Дети инвалиды |
0 |
0 |
0 |
Семьи, в которых оба родителя безработные |
2 |
3 |
5 |
Количество семей, в которых работают оба родителя |
19 |
17 |
18 |
Количество семей, в которых работает один родитель |
25 |
20 |
23 |
Родители-пенсионеры (по инвалидности) |
0 |
1 |
0 |
Родители-пенсионеры по старости |
1 |
0 |
0 |
Динамика разных незащищенных слоев населения и учащихся указывает на то, что в школе постоянно обучаются дети-сироты, высока численность ребят из неполных и малообеспеченных семей. Для социальной поддержки этой категории обучающихся создаются условия социальной комфортности (бесплатное питание, вовлечение в дополнительное образование других учреждений)
Большое количество неполных, социально необеспеченных семей, матерей одиночек, неблагополучных семей вынуждает администрацию усилить меры воспитательного характера, а также более внимательно подходить к изучению данных ВШК.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Педагогический коллектив школы работает над созданием и развитием здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.
С целью сохранения здоровья обучающихся, для устранения их перегрузок, снижения утомляемости, устранения жалоб на недомогания и усталость в школе проводится систематическая целенаправленная работа по следующих направлениям:
• обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;
• создание активной образовательной среды с целью формирования устойчивой мотивации здорового образа жизни, интеграция вопросов здоровья и здорового образа жизни в тематику различных дисциплин, классных часов, родительских собраний.
Действия педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающих условий в школе:
1. Налажено сотрудничество педагогического коллектива школы с медицинскими, социальными учреждениями по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
2.Учащиеся школы посещают спортивные секции.
3.В школе разработана тематика классных часов, направленная на воспитание здорового образа жизни.
4.В школе осуществляются тематические проекты, проводятся конференции, диспуты, пропагандирующие здоровый образ жизни.
5. Проводятся Дни здоровья, оздоровительные мероприятия в течение учебного дня – это физкультпаузы и физкультминутки, подвижные игры во время перемен.
6.Организация динамической паузы в начальной школе между уроками.
Медицинские обследования и диспансеризация обучающихся, физическое воспитание, просветительская работа педагогического коллектива, посещение обучающимися спортивных секций позволяют добиться, чтобы количество учащихся с хроническими заболеваниями постепенно уменьшалось.
Анализ результатов знаний, умений и навыков обучающихся по ступеням обучения показывает, что наиболее высокое качество знаний имеют обучающиеся начальных классов в среднем звене качество снижается.
Результаты ГИА за курс основной школы следующие (% качества):
предмет |
2011 - 2012 |
2012 - 2013 |
2013 - 2014 |
|||
4-5 |
% |
4-5 |
% |
4-5 |
% |
|
Русский язык ГИА |
2 |
40 |
6 |
75 |
1 |
33,3 |
Математика ГИА |
0 |
0 |
6 |
75 |
0 |
0 |
Воспитательная деятельность школы.
Целью воспитательной работы в школе является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Принципы осуществления воспитательной работы в школе:
- создание в школе комфортной психологической среды, способствующей раскрытию потенциала каждого ребёнка;
- участие педагогического коллектива в предпрофильной подготовке, мотивация учеников на осмысление выбора дальнейшей деятельности;
-воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;
-расширение работы по изучению прав человека, ознакомление педагогов с имеющимся опытом;
- соблюдение и изучение опыта применения здоровьесберегающих технологий в преподавании и организации жизнедеятельности школьников;
- сохранение и приумножение школьных традиций;
- расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различные сферы воспитательной деятельности.
Основные направления воспитательной работы:
1.Воспитательная работа по воспитательным модулям, традиционные праздники школы.
2. Формирование и стремление к здоровому образу жизни.
3. Внеурочная работа (организация выставок, конкурсов, экскурсий).
4.Профилактическая работа по снижению количества правонарушений и преступлений среди учащихся.
5.Профориентационная работа.
6.Работа с родителями.
7.Взаимодействие с социумом.
8.Работа методического объединения классных руководителей.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание: одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, концерт и торжественная линейка ко Дню Победы, участие в акциях, концерты для ветеранов войны и труда, тематические классные часы, экскурсии, проводится планомерная работа школьного музея, отмечаются исторические события.
С целью укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни организуется и проводится большое количество интересных и разнообразных общешкольных мероприятий: спортивные игры и конкурсы, классные часы.
С целью предупреждения дорожно – транспортного травматизма при содействии службы ГИБДД составляется ежегодно и реализуется в период учебного года план мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; организуются встречи для обучающихся и их родителей с инспекторами ГИБДД и ОВД, проводятся тематические классные часы.
Выводы:
1. Основная проблема в воспитательной работе школы - это негативные изменения приоритетов в выборе нравственных ценностей в обществе в целом.
2.Смещение приоритетов подростков с непосредственно межличностного общения на виртуальное общение в социальных сетях.
Профилактическая работа.
• Взаимодействие с учреждениями, специалистами различных социальных служб, ведомствами и административными органами в оказании помощи учащимся «группы риска» и попавшим в экстремальные ситуации.
Направления работы:
• Диагностика и проведение педагогического процесса.
• Консультативная и профилактическая работа с учащимися, педагогами и родителями.
• Коррекционно-развивающая работа с учащимися.
• Профориентационная работа.
• Взаимодействие с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД, районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами социальной защиты населения.
Выводы:
1. Работа школы в данном направлении является необходимым условием успешности учебно-воспитательного процесса.
Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников и материальные условия организации образовательного процесса
№ п/п |
Материальные условия организации образовательного процесса |
Здание |
Пришкольный участок |
1 |
Тип здания |
Типовое помещение - 1292,2 кв.м |
|
2 |
Год ввода в эксплуатацию |
1971 |
2008 |
4 |
Реальная наполняемость |
45 чел. в 1 смену |
|
5 |
Перечень учебных кабинетов |
Кабинет физики, математики – 1 Кабинет русского языка и литературы – 1 Кабинет истории и обществознания – 1 Кабинет химии и биологии- 1 Кабинет иностранного языка – 1 Кабинет информатики -1 Кабинет технологии- 1 Спортзал-1 Кабинет начальных классов -1 |
|
6 |
Библиотека |
Книжный фонд 4108 экз., в том числе учебники 664 экз.
|
|
7 |
Административные кабинеты |
1 |
|
8 |
Столовая |
1
|
|
9 |
Подсобные помещения и сан. узлы |
3 |
|
ИКТ- оборудование используемое в образовательном процессе школы
Наименование оборудования |
Основная школа |
Начальная школа |
Сервер |
1 |
|
Компьютер (рабочее место учителя) |
1(2 ноутбука) |
1(2 ноутбука) |
Компьютер (рабочее место ученика) |
7 |
- |
Мобильный класс (рабочие места ученика с доступом в интернет) |
6 |
|
Компьютер, принтер лазерный ч/б (точка свободного доступа) |
- |
- |
Интерактивная доска с проектором |
- |
1 |
Экран с проектором |
1 |
2 |
Принтер лазерный ч/б |
2 |
- |
Принтер струйный цветной |
- |
- |
Компьютеры используемые администрацией школы, бухгалтерия |
2 |
- |
Все компьютеры школы объединены в локальную сеть и подключены к интернету по технологии ADSL, со скоростью 7 Мб/с.
На основании Приказа «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях» в школе организовано:
• бесплатное двухразовое питание обучающихся 1-4 классов.
• бесплатное разовое питание обучающихся 6-9 классов.
Для проведения уроков физической культуры в школе имеется спортивный зал, который работает с 8.45 до 15.40 часов по расписанию.
На территории школы расположены баскетбольная, волейбольная площадки, площадка для прыжков в длину, беговая дорожка. Оборудование физкультурно-спортивной зоны полностью соответствует системе гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает выполнение образовательных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Вывод:
1.Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.
Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОО
- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г. (распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», постановление правительства РФ от 05.10.2010 № 795;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г.;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373,);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Москва, Просвещение, 2009г.;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10
- Нормативно-правовые документы Министерства образования Оренбургской области.
- Муниципальная программа " Развитие системы образования Переволоцкого района Оренбургской области на 2015-2020 годы" ( утвержденная Постановлением администрации МО Переволоцкий район от 06.10.14г № 1079-п)
- План мероприятий («дорожная карта»)«Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Переволоцкого района» на 2013-2018 годы )утвержденная Постановлением администрации Переволоцкого района 15.09.14г. № 1000-п)
Анализ реализации программы развития школы до 2015 года.
Наши достижения и успехи:
-Реализована программа развития школы до 2015 года.
- В школе сложился творчески работающий коллектив педагогов, успешно осваивающий новые технологии обучения.
-В целях воспитания гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, истории гражданской жизни в стране, истории культуры края создан музей;
-Для формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни, осуществлено внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс,
-Успешно функционирует воспитательная система школы;
Вывод: школа имеет возможности и предпосылки для дальнейшей модернизации структуры и содержания образования.
Вместе с тем мы видим ряд проблем, требующих решения в процессе реализации настоящей программы развития школы.
Анализ состояния образовательного процесса и других аспектов работы школы позволяет определить ряд проблем :
Низкая организация системы мониторингов уровня подготовки и социализации школьников.
При стабилизации состояния здоровья школьников сохраняется достаточно высокий уровень хронических заболеваний .
Необходимость разработки, апробации и внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками.
Недостаточный уровень организации школьной охраны.
Неполное соответствие материальной базы всех предметных кабинетов современным требованиям ФГОС нового поколения.
Недостаточность использования в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе информационных.
Недостаточность эффективных методик для обеспечения контроля по выявлению проблем и своевременному реагированию на них.
Необходимость овладения системой многоуровневой оценки учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Концепция развития школы на 2015-2020 годы
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: новая школа - это:
• переход на новые образовательные стандарты, современная система оценки качества образования, школа должна соответствовать целям опережающего развития. В новой школе обеспечивается не только изучение достижений прошлого, но и технологий, которые будут востребованы в будущем, по-разному организовано обучение на начальной и основной ступенях;
• развитие системы поддержки талантливых детей;
• совершенствование учительского корпуса: новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;
• изменение школьной инфраструктуры; школа становится центром взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;
• сохранение и укрепление здоровья школьников;
• расширение самостоятельности школ.
Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке Программы развития МБОУ "ООШ п. Садовый" на период до 2020 года.
Программа развития школы на период 2015-2020 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».
Модель современной школы, как заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса.
Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Следовательно, необходимо оценивать результаты деятельности школы с учётом ориентации образования на социальный эффект, с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.
Необходимо также дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления школой; развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования; системы поощрения наиболее результативных педагогов.
Концептуально-прогностическая часть
Концепция развития школы – ценностно-смысловое ядро системы развития ОО, включает педагогические идеи, цели, принципы образования, стратегию их достижения в условиях функционирования информационно - образовательной среды, единства воспитания и образования.
Интегрированная характеристика осуществляемой деятельности, ее направленность в реализации национальной доктрины «Наша новая школа» может быть сведена к определению основного назначения образовательного учреждения – миссии школы:
подготовка на основе применения достижений современной педагогики образованных, нравственных, культурных, физически развитых молодых людей, способных к адаптации, межкультурному взаимодействию, совершенствованию, саморазвитию в быстро меняющихся социально-экономических условиях и информационном пространстве общественной жизни.
Основными принципами построения Программы развития ОО являются принципы демократизации, сотрудничества, социальной адекватности, преемственности, гуманизации, диагностичности, ответственности, вариативности, открытости, динамичности, развития, соблюдения и реализации общероссийских, муниципальных правовых актов и постановлений, регулирующих деятельность образовательных учреждений.
Цель Программы развития - обеспечение непрерывного развития образовательной и воспитательной системы ОО в инновационном режиме с целью достижения более высокого уровня образования, обновления структуры и содержания образования; сохранения фундаментальности и развития практической направленности образовательных программ, которые отвечают потребностям личности, государства и обеспечивают вхождение новых поколений в открытое информационное общество, сохранение традиций и развитие школы.
Задачи Программы развития:
• изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения;
• создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 70% в начальной школе, до 50% на средней ступени);
• обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
• овладение педагогами школы современными педагогическими технологиями в рамках системно- деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности;
• создание условий для повышения квалификации педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;
• обеспечение эффективного взаимодействия ОО с организациями социальной сферы;
• развитие государственно - общественного управления ОО;
• обеспечение приоритета здорового образа жизни.
Социально-педагогическая миссия школы:
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе приобщения к мировым культурным ценностям.
Путём простой передачи знаний не сформировать социально ответственную, активную личность, гражданина и патриота. Данная направленность современного образования может быть реализована только в процессе утверждения субьектной позиции как учеников, так и учителя, в педагогическом взаимодействии на основе активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Под современными принципами образования мы понимаем 4 основополагающих принципа, которые были сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленное ЮНЕСКО:
-научиться жить (принцип жизнедеятельности);
- научиться жить вместе;
-научиться приобретать знания (в целом — общие; по ограниченному числу дисциплин — глубокие и на протяжении всей жизни);
-научиться работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).
Ценности, на которых основывается и будет в дальнейшем основываться деятельность школы:
-гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей;
-отказ от идеи насилия, подавления и господства, установление равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека: с природными процессами, ценностями иной культуры;
-признание взаимного влияния и взаимоизменений;
-формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;
-стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и педколлектива;
-безусловное обеспечение всех выпускников школы качественным образованием на уровне государственного образовательного стандарта.
Выполнение социально-педагогической миссии школы должно осуществляться за счёт реализации следующих направлений и задач деятельности педагогического коллектива школы:
- ориентация содержания образования на приобретение обучающимися ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям:
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность;
- поэтапный переход на новые образовательные стандарты с соблюдением преемственности ступеней образования;
- развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование внутришкольной оценки качества образования при переходе с одной школьной ступени на другую;
- развитие системы предпрофильной подготовки с целью осознанного выбора будущей профессии и успешной социализации обучающихся в обществе;
- формирование у школьников, социума позитивного образа школы, учителя и процесса обучения;
- бережное отношение к традициям школы, создающим её неповторимость и привлекательность в течение многих лет;
- развитие воспитательного потенциала школы: системный подход к организации воспитательного процесса в школе;
- повышение качества дополнительного образования через систему:
- развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации;
- развитие кадрового потенциала; внедрение новой модели аттестации педагогических кадров на основе педагогических компетентностей;
- повышение эффективности комплексного использования современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство школы;
- оптимизация организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Проектируемые существенные изменения образовательной системы школы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим "Программа развития ОО" разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации Программы развития ОО
Обеспечение нового качества образования:
1. Создание условий для обеспечения личностных достижений обучающихся, в направлении развития личности, уровня воспитанности, обученности, физического и психического здоровья.
2. Задачи школьного образования определят отбор содержания образования, который включит в себя сбалансированное сочетание базисного и профильного компонентов.
3. Реализация ФГОС общего образования в 1-4, 5-9 классах ОО.
4. 100% педагогов в совершенстве овладеют системно-деятельностными образовательными технологиями.
5. Изменение качества управления ОО за счет вовлечения участников образовательного процесса и общественности в процессы самоуправления и соуправления.
6. Расширение материально-технической базы, привлечение средств на развитие педагогов и обучающихся.
7. Развитие культуры межличностных отношений и совершенствование психологического климата в школе.
Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся:
1. Организация жизнедеятельности школьного сообщества, которая позволит ученику удовлетворить потребности в самореализации, общественном признании своих действий, в заботе о других и внимании к себе.
2. Обеспечение включенности обучающихся в самоуправленческие структуры ОО, в организацию досуговой деятельности, в том числе через повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной области, которая содействует полноценному раскрытию интеллектуально способностей.
3. Формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения.
Развитие педагогического мастерства как основы качества образования:
1. Повышение уровня педагогического мастерства учителей обеспечится посредством обновления механизмов повышения их квалификации, через включение в управление своей деятельностью.
2. Выстраивание индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности.
3. Создание условия для определения, анализа и прогнозирования результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения опыта педагогами школы.
Образ выпускника ОО:
Выпускник школы – успешный, социально-интегрированый, инициативный, готовый к межкультурной коммуникации, способный к постоянному самосовершенствованию молодой человек.
Составляющие образа выпускника - его компетенции и качества:
образовательные компетенции предполагают обеспечение базовым уровнем знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
• предметно—информационные компетенции предполагают умение работать с информацией, в том числе на иностранном языке, ее преобразовывать;
• деятельностно - коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения;
• ценностно – ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.
Выпускник школы должен обладать качествами, позволяющими ему осуществить успешное продолжение образования в старшей ступени или ссузах и получение избранной специальности, успешное трудоустройство, должен иметь способность успешно разрешать жизненные проблемы, адаптироваться в обществе.
Основные направления и особенности реализации Программы развития
«Школа активных и успешных детей»
Определённые в Программе цели и задачи развития школы дают представление о планируемых инновациях, которые затрагивают такие элементы образовательного процесса как содержание образования, организационная и методическая работа, системы воспитательного процесса и дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение и целостный мониторинг образовательного процесса.
1. Совершенствование информационно-образовательной среды
Проект 1
«Информационно-образовательная среда школы»
Цель – создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Оборудование рабочих мест педагогического, административного, учебно-вспомогательного персонала школы в соответствии с современными требованиями |
По мере необходимости до 2018 года |
Директор |
2. |
Обеспечение качественного доступа в сеть Интернет |
2015 |
Директор |
3. |
Развитие сайта ОО как источника информации для всех участников образовательного процесса (соответствие требованиям законодательства, создание электронной библиотеки методических ресурсов, создание банка одаренных детей, регулярное информирование о мероприятиях и их итогах и т.д.) |
2015 - 2020 |
Директор |
4. |
Развитие библиотеки как информационно-методического центра (пополнение книгами на бумажных и электронных носителях, оборудование современной техникой и т.д.) |
2015 - 2020 |
Директор |
5. |
Создание школьной электронной газеты |
2016 |
Учитель информатики |
6. |
Организация мониторингов, отражающих результаты образовательного процесса |
2015 - 2020 |
Директор |
Ожидаемые результаты:
1.повышение качества образования;
2.информационно-методическая поддержка образовательного процесса;
3.обеспечение эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов в образовательном процессе.
2. Обновление содержания образования, повышение качества школьного образования:
- реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО на всех ступенях образования;
- опытно-экспериментальная работа по внедрению новых УМК;
- применение современных образовательных технологий.
Основная задача: разработать целевую программу «Повышение качества школьного образования 2015-2020 гг.» к 1 сентября 2015 года.
3. Организация работы с одаренными детьми, развитие творческой личности ребенка:
- разработка и реализация программы «Одаренные дети школы 2015-2020 гг.»
- формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения;
- повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной области, которая содействует полноценному раскрытию интеллектуальных способностей обучающихся;
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу НОУ.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
7.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Формы работы с одаренными учащимися:
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
4. Развитие инновационной активности учителей, их педагогического творчества, навыков самоорганизации, методического мастерства
«Методическая культура педагога»
Цель: овладение педагогами методологией системно–деятельностного подхода
Основные направления реализации проекта
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организация постоянно действующего семинара по проблеме: «ФГОС нового поколения: методическая культура педагога» |
2015-2017 |
Директор |
2 |
Организация системы наставничества. Помощь молодым специалистам |
2015-2020 |
Директор, руководители МО |
3 |
Конструирование и проектирование образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода |
2015-2017 |
Директор, руководители МО |
4 |
Презентация педагогического опыта через печатные и информационно-коммуникационные издания различных уровней |
2015-2020 |
Директор |
5 |
Совершенствование системы стимулирования инновационной деятельности педагогов |
2015-2016 |
Директор |
6 |
Педагогический совет «Образовательная система школы: достижения и перспективы» |
2016 |
Директор |
Ожидаемые результаты:
- рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов;
- создание гибкой системы повышения профессионального мастерства педагогических работников в процессе педагогической деятельности;
- повышение качества преподавания;
- рост социально-профессионального статуса педагогов.
5. Сохранение здоровья обучающихся
Выработка путей сохранения и укрепления здоровья было и остается важной задачей педагогического коллектива, которая предусматривает разные формы деятельности со всеми участниками образовательного процесса:
- сохранение экологии классных помещений;
- развитие здоровьесберегающей культуры учителя использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям;
- введение мониторинга факторов риска здоровья;
- ведение мониторинга заболеваемости учащихся в период сложной эпидемиологической обстановки;
- соблюдение инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для учащихся.
«Здоровье школьника и педагога»
Цель: создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях школы; сохранение, укрепление психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.
Задачи:
- чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ОО;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- совершенствование инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для педагогов и обучающихся.
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Диагностика состояния здоровья: - комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма: - заполнение паспорта здоровья классных коллективов; - комплектование физкультурных групп |
В течение всего периода |
Заведующая ФАП |
2 |
Создание компьютерного банка данных информации о состоянии здоровья учащихся |
2016 г. |
учитель информатики, классные руководители |
3 |
Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания: - физкультурные минутки и паузы на уроках; -подвижные перемены с музыкальным сопровождением; - общешкольные спортивные мероприятия; - Дни здоровья и спорта. |
В течение всего периода
|
Классные руководители |
4 |
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся |
2015 г. |
Классные руководители |
5 |
Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов |
В течение всего периода |
Руководители МО |
6 |
Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным мероприятиям |
Ежегодно |
классные руководители |
7 |
Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП: - при составлении школьного расписания; - здоровьесберегающий подход к организации урока и перемены |
В течение всего периода |
директор |
8 |
Обеспечение полноценного горячего питания детей |
В течение всего периода |
директор |
9 |
Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года |
В течение всего периода |
Заведующая ФАП |
10 |
Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма |
В течение всего периода |
классные руководители |
11 |
Организация занятий «Группы здоровья» для учителей и родителей с детьми |
2015- 2020 |
Учитель физкультуры |
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья обучающихся школы;
- рост личностных спортивных достижений обучающихся;
- активизация участия школьников в массовых спортивных мероприятиях;
- повышение здоровьесберегающей культуры всех участников образовательного процесса;
- уменьшение числа нарушений поведения обучающихся;
- создание комфортной образовательной среды.
6. Дополнительное образование (внеурочная деятельность)
Проект 4
Цель: обеспечить реализацию прав обучающегося на получение дополнительного образования (внеурочной деятельности) в соответствии с его потребностями и возможностями, обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе, создание условий для саморазвития, успешной социализации.
Задачи:
- обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепление здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения учащихся; ориентация на максимальную самореализацию личности;
- соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.
Ожидаемые результаты:
Развитие системы дополнительного образования детей в школе позволить достичь следующих результатов:
-создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования обучащихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью школы;
- обеспечить достижение готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- сформировать мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформировать основы российской, гражданской идентичности;
- увеличить количество обучающихся, посещающих кружки и секции и участвующих в школьных, районных, областных программах;
-улучшить материально-техническое оснащение системы дополнительного образования учащихся;
-увеличить количество кружков технического, прикладного, спортивного направлений в соответствии с потребностями и запросами учащихся, родителей;
- создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества;
- расширить сферу социального партнерства;
- повысить квалификацию педагогических работников, расширить возможности системы образования.
Общая задача - добиться интеграции общего основного и дополнительного образования в стенах школы.
Методическое обеспечение образовательной деятельности (ОД) и её дальнейшее совершенствование
разработка гибкого учебного плана
разработка адаптированных учебных программ основного и дополнительного образования, исключающих хроническую перегрузку учащихся
выбор соответствующих учебным программам УМК по предметам основного и дополнительного образования;
разработка индивидуальных образовательных программ для отдельных категорий учащихся
выбор педтехнологий с учётом конкретной социо-педагогической среды
изменение системы оценки и методов оценивания обучающихся
Формы и методы ОД
Урочная
|
Внеурочная |
Внеклассная |
Внешкольная |
Цели: |
Цели: |
Цели: |
|
Достижение обязательного минимума: -общего уровня образования (по всем общеобразовательным предметам и предметам развивающего цикла) |
-расширение знаний по разным предметам и курсам; -повышение уровня внеурочной деятельности |
Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора |
|
Все виды учебных занятий: -урок -лекция -семинар -зачёт -учебная экскурсия -диспуты и т.д. |
Олимпиады. Факультативы. Предметные кружки. Индивидуальные консультации. Работа по индивидуальным учебным планам с неспособными учащимися. Лекции с привлечением специалистов по различным проблемам |
Спектакли, Концерты, Праздники, Викторины, Вечера, Тематический выпуск стенгазет… |
-Участие в межшкольных программах -Использование ИКТ для взаимодействия с другими ОУ -Посещение выставок, театров, музеев и т.д. |
По ступеням обучения:
Ступени образования |
Формы и методы обучения |
Начальная школа |
Развивающее обучение, проектная деятельность |
Основная школа |
Развивающее обучение, уровневая дифференциация, обучающие и контролирующие тесты, уроки-экскурсии, проектная деятельность |
Проблема индивидуализации, дифференциации обучения предполагает разработку специфического содержания и особой технологии обучения, обеспечивающих эффективность работы как со слабыми, так и с сильными (способными) обучающимися |
Методы оценивания
Обновление содержания образования требует обновления методов оценивания обучающихся. Предполагается переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию в соответствии с новыми образовательными стандартами и с учётом возрастной ступени обучения.
Очевидно, что необходимо учитывать все образовательные достижения ученика, полученные им во внеэкзаменационных формах.
Для учёта реальных достижений школьников вводится система портфолио, которая относится к разряду аутентичных, индивидуализированных оценок и ориентирована не только на процесс оценивания, но и самооценивания, а также оценивания с помощью различных экспертов.
Изменение роли учителя в образовательном процессе: ключевой фигурой в школе остаётся учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Каждый учитель должен пересмотреть свою концепцию, личностное педагогическое кредо с целью согласования его с новой миссией школы. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учеников. Необходимо совершенствовать урочную систему как основную форму организации процесса обучения в школе:
- уйти от уроков, на которых «солирует» учитель, а работа детей сводится к повторению или воспроизведению «готовых истин», продиктованных преподавателем или взятых из учебников;
- максимально продумывать и организовывать работу на уроке учеников, которые с помощью учителя анализируют информацию, отбирают полезное, ставят и решают задачи и приходят к решению или итоговым выводам, т.е. учатся учиться;
- при этом должна быть обеспечена доступность изучаемого материала возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям учеников;
- сделать педагогику сотрудничества главным принципом организации учебной и воспитательной деятельности
Методическая составляющая инфраструктуры школы ориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: обеспечивается личностно-ориентированный подход к методической работе, анализу педагогической деятельности, наличие доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам.
Продолжить в школе работу творческих групп, профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.
Предполагается повышение ИКТ-компетентности каждого учителя и более эффективное использование информационной среды школы в качестве образовательного ресурса. Важно, что в каждом предмете мы даём ученику и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.
Необходимо пополнение школьной медиатеки, активное внедрение информационных технологий в структуру урока; систематически вводить элементы автоматического контроля знаний учащихся с помощью электронного тестирования, усилить проектную деятельность и другие формы групповой творческой работы школьников на уроке.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.
В процессе реализации Программы развития должна формироваться самооценка деятельности ОО с целью обеспечения её соответствия развивающейся системе образования; переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие обучающегося, педагога, школы совершенствование системы диагностики и мониторинга образовательного процесса.
Предметная среда в школе и её дальнейшее совершенствование
Принцип преемственности (наглядности), выдвинутый В.В. Давыдовым и направленный на реализацию организации новых форм учебных занятий, возможностей «открытия учащимися всеобщего содержания понятия как основы последующего выведения его частных проявлений», указывает на необходимость научно обоснованного арсенала средств и сред обучения.
Основанием для этого утверждения является такое понимание процесса развивающего обучения и такой подход к проектированию средств и сред обучения, которые позволяют представить детям целостную картину мира простыми и доступными приёмами.
Многое совершенствуется в предметной среде. Однако этого явно недостаточно, так как в современной науке и мировой практике подчёркивается важность и актуальность проблем, связанных с поиском и передачей информации, в том числе и новейшими аудио, видео и компьютерными системами.
В этом направлении и должно идти дальнейшее развитие учебно-материальной базы школы.
Развитие школы предполагает:
максимальное приспособление предметных сред к особенностям обучения
отбор и разработку комплектов учебного оборудования для различных предметов
создание возможностей комплексного использования средств обучения в условиях предметной и игровой среды на основе технологии развивающего обучения
подбор специализированных комплектов мебели и приспособлений для каждого помещения (рабочих мест учеников, педагогов)
изменение и расширение функций предметных кабинетов; превращение их в научные лаборатории для учеников и учителей
соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональных режимов учёбы, досуга, отдыха, обеспечение разнообразных форм и способов деятельности детей, исходя из их индивидуальных особенностей, а следовательно, соответствие дидактического инструментария в среде обитания.
Предметная среда в школе и её дальнейшее совершенствование направлены на обеспечение физической и психологической безопасности всех участников образовательного процесса.